Образование в древней Индии

Индия – это та земля, которая была местом рождения всего знания и отраслей образования. Нумерология как наука возникла в Индии. Грамматика, музыка и изящные искусства – все они были рождены в Индии. То, чего не найти в Индии, не может быть найдено где-либо ещё.


История Древней Индии распадается на две главные эпохи, рубежом между которыми является VI в. новой эры: дравидско-арийскую и буддийскую.
Цивилизация дравидских племен - коренного населения Индийского полуострова до 1-й половины 2-го тысячеления н. э. - соответствовала культурному уровню первых государств Двуречья. Воспитание и обучение носили семейно-сословный характер, причем роль семьи была первостепенной.


Школьное образование в долине Инда, скорее всего, появилось в доарийский период в городах хараппской культуры (3 - 2 тысячелетие до н. э.), имевших довольно тесные связи с государствами Месопотамии. История сохранила об этой культуре мало сведений. Несколько сотен печатей с надписями на своеобразном письме, глиняные чернильницы для письма - вот, пожалуй, и все вещественные памятники образования тех времен.
В течение 2 - 1 тысячелетий до н. э. территория Индии была освоена арийскими племенами. На базе отношений коренного населения с завоевателями-ариями возник строй, позднее получивший название кастового. Население было поделено на четыре основные касты, или варны. Три высших касты составили потомки ариев: брахманы (жрецы), кшатрии (воины), вайшьи (земледельцы-общинники, ремесленники, торговцы). Четвертой -низшей кастой - являлись шудры (наемные работники, слуги, рабы). 

Кастовость наложила специфический отпечаток на развитие воспитания и обучения в Древней Индии.
В дравидско-арийскую эпоху сложились достаточно устойчивые представления о том, какими должны быть воспитание и обучение. Они основывались на идее, что каждый должен развивать свои нравственные, умственные и физические качества так, чтобы сделаться органичным членом своей касты. У брахманов ведущими качествами считались интеллектуальные достоинства, у кшатриев - сила и мужество, у вайшьев - трудолюбие и терпение, у шудров - покорность.
Сформировался и взгляд на идеальное воспитание (претендовать на него могли лишь высшие касты), согласно которому человек рожден для насыщенной счастливой жизни. Воспитание предусматривало умственное развитие (ясность суждений и рассудочное поведение), духовность (способность к самопознанию), 4 физическое совершенство (закаливание, владение собственным [ телом), любовь к природе и прекрасному, самообладание и сдержанность. Наивысшим проявлением нравственного поведения считалось содействие общему благу.


В процессе познания (поиска знания) буддисты различали три стадии: первоначальная (предварительная), стадия сосредоточенного внимательного усвоения, закрепление (окончательное усвоение). Эффективным считалось такое знание, которое приобреталось как познание ранее непознанного.

В буддийский период складывается и программа образования. В обучении главное внимание уделялось грамматике санскрита, ставшего с I в. до н. э. ведущим языком в Северной Индии. В этот период возник древнейший индийский слоговой алфавит — брахми. К III в до н. э. в Индии уже существовало несколько систем алфавитно-слогового письма. Смена идеографического письма алфавитным привела к известному повышению уровня грамотности.
В буддийский период начальное обучение осуществлялось в религиозных «школах вед» или в светских учебных заведениях. Оба типа школ существовали автономно. Учитель в них занимался с каждым учеником отдельно. Содержание обучения в «школах вед» имело религиозную направленность. В светских школах учеников набирали независимо от кастовой и религиозной принадлежности, и обучение здесь носило практический характер.
Во II-VI вв. происходит возрождение индуизма. В это время, получившее наименование необрахманского, в Индии изменились взгляды на задачи воспитания; оно должно было помогать человеку научиться различать сущностное и преходящее, достигать душевной гармонии и покоя, отвергать суетное и бренное, добиваться реальных результатов («плодов дела»).


При необрахманских храмах сложилась двухступенчатая система образования: начальные школы (толь) и учебные заведения полного образования (аграхар). Последние были сообществами ученых и их учеников. Программа обучения в аграхар в процессе их развития становилась постепенно менее абстрактной и учитывала потребности практической жизни. Был расширен доступ к образованию детей разных сословий. В связи с притоком в ученики представителей кшатриев и особенно вайшья в аграхар стали обучать в большем объеме географии, математике, языкам, вводилось обучение врачеванию, ваянию, живописи и пр.


В общем, можно сказать, что воспитание и школа в Древней Индии прошли длительный путь развития. Постепенно в школах усиливалась практическая направленность, расширялся социальный круг детей, имевших доступ в школу: вначале это были брахманы, затем кшатрии и вайшья. Программа школьного обучения постепенно становилась более жизненной и более доступной для усвоения.