История Древней Индии распадается на две главные эпохи, рубежом между которыми является VI в. новой эры: дравидско-арийскую и буддийскую.


В течение 2 - 1 тысячелетий до н. э. территория Индии была освоена арийскими племенами. На базе отношений коренного населения с завоевателями-ариями возник строй, позднее получивший название кастового. Население было поделено на четыре основные касты, или варны. Три высших касты составили потомки ариев: брахманы (жрецы), кшатрии (воины), вайшьи (земледельцы-общинники, ремесленники, торговцы). Четвертой -низшей кастой - являлись шудры (наемные работники, слуги, рабы).
Кастовость наложила специфический отпечаток на развитие воспитания и обучения в Древней Индии.

Сформировался и взгляд на идеальное воспитание (претендовать на него могли лишь высшие касты), согласно которому человек рожден для насыщенной счастливой жизни. Воспитание предусматривало умственное развитие (ясность суждений и рассудочное поведение), духовность (способность к самопознанию), 4 физическое совершенство (закаливание, владение собственным [ телом), любовь к природе и прекрасному, самообладание и сдержанность. Наивысшим проявлением нравственного поведения считалось содействие общему благу.
В процессе познания (поиска знания) буддисты различали три стадии: первоначальная (предварительная), стадия сосредоточенного внимательного усвоения, закрепление (окончательное усвоение). Эффективным считалось такое знание, которое приобреталось как познание ранее непознанного.
В процессе познания (поиска знания) буддисты различали три стадии: первоначальная (предварительная), стадия сосредоточенного внимательного усвоения, закрепление (окончательное усвоение). Эффективным считалось такое знание, которое приобреталось как познание ранее непознанного.


В буддийский период начальное обучение осуществлялось в религиозных «школах вед» или в светских учебных заведениях. Оба типа школ существовали автономно. Учитель в них занимался с каждым учеником отдельно. Содержание обучения в «школах вед» имело религиозную направленность. В светских школах учеников набирали независимо от кастовой и религиозной принадлежности, и обучение здесь носило практический характер.


В общем, можно сказать, что воспитание и школа в Древней Индии прошли длительный путь развития. Постепенно в школах усиливалась практическая направленность, расширялся социальный круг детей, имевших доступ в школу: вначале это были брахманы, затем кшатрии и вайшья. Программа школьного обучения постепенно становилась более жизненной и более доступной для усвоения.